Российский
химико-технологический
университет имени Д.И. Менделеева
D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia
125047 Москва, Миусская пл., 9  |  (499) 978-86-60
Версия ЧБ
Проводятся технические работы на сайте. Приносим извинения за доставленные неудобства

Магистратура

Реализация многоуровневой системы высшего профессионального образования – актуальная задача современной высшей школы. Состоявшееся в сентябре 2003 г. подписание Российской Федерацией широко известной Болонской конвенции придает этой задаче особую наполненность. В РХТУ им. Д.И.Менделеева работа по многоуровневой подготовке началась еще с 1992 г., когда по решению ученого совета была введена эта подготовка по направлениям "Химическая технология и биотехнология" и "Материаловедение и технология новых материалов". В настоящее время степень магистра становится все более привлекательной, существенным становится этот фактор и для выпускников университета, когда планирование успешной деловой карьеры приобретает особое звучание. Именно поэтому университет стремится дать своим студентам такие знания, а выпускникам такие квалификации и академические степени, которые позволили бы им в дальнейшем успешно конкурировать на рынке труда и реализовывать свои творческие способности в различных областях их деятельности, в том числе и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Кто же такой – магистр? Это – молодой человек, как правило, выпускник престижного университета, имеющий диплом, в котором записано, что его владелец является обладателем академической степени магистра. В своей практической работе магистр более всего ориентирован на творческую и исследовательскую деятельность- в науке, бизнесе, в университетах и других структурах высшей школы, в работе в научных фондах и спонсорских организациях. Наши магистры работают в различных фирмах, на предприятиях, среди них специалисты, эксперты, менеджеры, они работают в вузах, обучаются в аспирантуре и становятся обладателями ученых степеней и званий. Магистры имеют широкие возможности для раскрытия своего творческого потенциала. Для того, чтобы стать магистром, сначала нужно стать бакалавром или специалистом, т.е. успешно освоить образовательные программы предшествующего магистратуре уровня.

Выпускники магистратуры и руководство ОМ

Цель введения магистратуры – наилучшее удовлетворение студентом своих интеллектуальных потребностей в высшем профессиональном образовании. Это особенно удобно для тех, кто желает самостоятельно или после серьезных консультаций с ведущим профессором или работодателем подобрать для изучения интересующие его области химической технологии, современной химии, менеджмента, логистики и др. при получении специальной подготовки. Магистратура – это процесс обучения бакалавра или специалиста с целью получения академической степени магистра техники и технологии, химии, менеджмента и др. направлений подготовки. При поступлении в магистратуру абитуриент (с высшим образованием !) выбирает интересующую его программу магистерской подготовки. В рамках этой магистерской программы может быть выбрана магистерская специализация, наилучшим образом согласующуюся с творческими планами и интересами будущего магистра.

Магистерская подготовка осуществляется по индивидуальным учебным планам под руководством профессора или доцента, а также доктора или кандидата наук, имеющего право на подготовку аспирантов. Магистерская образовательная программа состоит из бакалаврской (или подготовки специалиста) программы по соответствующему направлению и собственно магистерской программы. Эта программа имеет две примерно равные по объему части - образовательную и исследовательскую. Первая часть включает дополнительные главы естественнонаучных и гуманитарно-экономических дисциплин, а также специальные и элективные дисциплины. Поэтому при обучении в магистратуре большое внимание уделяется самостоятельной работе магистранта. Работа магистранта завершается написанием и публичной защитой магистерской диссертации на заседании ГАК. Магистерские диссертации, как правило, выполняются в продуктивно и интенсивно работающих научных группах, под руководством ведущих профессоров и преподавателей университета. Согласно действующим образовательным стандартам профессиональные задачи магистра состоят в проведении научных исследований по отдельным разделам темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем; в осуществление сложных экспериментов и наблюдений; в обработке и анализе результатов экспериментов и наблюдений; в участии в составлении планов и методических программ исследований и разработок; в участии в составлении практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок − т.е везде требуются квалификация, знания, инициатива.

Специфической особенностью обучения в магистратуре является наличие научно-педагогической и научной практик. Первая осуществляется на 2 семестре (по общему плану обучения, включая подготовку бакалавра, на 10-ом) после изучения магистрантами курса основ педагогики и психологии высшей школы и осуществляется, как правило, на кафедрах факультета естественных наук, отличающихся, как известно, высокой педагогической нагрузкой. Цель – освоение первичных навыков управления учебной группой как коллективом. Научная практика организуется с целью закрепления навыков самостоятельной работы и часто проводится в дружественных выпускающей кафедре коллективах и организациях. В нашем университете много программ магистерской подготовки, разработанных выпускающими и общими кафедрами и лицензированными в установленном порядке. Они охватывают такие направления подготовки, как химическая технология и биотехнология, материаловедение и технология новых материалов, химия, экология и природопользование, защита окружающей среды, менеджмент. Содержание программ магистерской подготовки постоянно совершенствуется, дополняется новыми сведениями и данными о последних достижения в соответствующей области науки и технологии. Содержательная мобильность магистерского обучения делает его особенно привлекательным для тех, кто сам планирует свою образовательную траекторию, свою деловую карьеру. В нашем университете имеется все необходимое для подготовки и выпуска магистров в соответствии с современными высокими требованиями. Первых магистров РХТУ им. Д.И. Менделеева выпустил в 1998 году. Общее количество дипломированных магистров, выпущенных с тех пор РХТУ, более 500. Популярность магистратуры постоянно возрастает.

История

24 февраля 1993 года было создано Отделение бакалавриата, первоначально в составе общетехнического факультета. 26 октября 1994 по приказу ректора преобразовано в «Отделение бакалавриата и магистратуры» (ОБМ) с целью осуществления магистерской подготовки в университете. 23 декабря 1996 года ОБМ было преобразовано в «Отдел бакалавриата и магистратуры» как самостоятельное структурное подразделение на правах факультета. В соответствии с решением Ученого Совета университета преобразован по приказу ректора от 30 декабря 2004 года в Отделение магистратуры на правах факультета.