Российский
химико-технологический
университет имени Д.И. Менделеева
D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia
125047 Москва, Миусская пл., 9  |  (499) 978-86-60
Версия ЧБ
Проводятся технические работы на сайте. Приносим извинения за доставленные неудобства

Высший химический колледж Российской Академии наук

Высший Химический Колледж Российской академии наук (ВХК РАН) — первое высшее учебное заведение РАН, образованное с целью подготовки химиков-исследователей для работы в ведущих академических научных центрах. Задача Колледжа — устранение разрыва между высшим образованием и практикой современных научных исследований.

Обучение в ВХК РАН отличается от классического химического образования максимально возможной интеграцией с академической наукой и ранней научной специализацией студентов. С первого года обучения студенты Колледжа имеют доступ к научным лабораториям химического профиля институтов РАН, МГУ и РХТУ. Научная работа студентов ВХК РАН является обязательной частью учебного плана: для нее выделяется один полный рабочий день в неделю; некоторые студенты уделяют этому большую часть свободного времени.

В Колледже работают учебно-научные центры:

  • органической химии – в Институте органической химии РАН
  • неорганической химии – в Институте общей и неорганической химии РАН
  • физико-химических методов анализа – в Институте элементоорганических соединений РАН

Научные исследования, проводимые в рамках институтов РАН силами студентов под руководством ведущих ученых, направлены на реализацию следующих приоритетных направлений развития науки, технологий и техники:

  • Фундаментальные вопросы теоретической, неорганической, органической и физической химии
  • Новые материалы и технологии для их производства
  • Каталитические системы и технологии

Программы учебных курсов разработаны с учетом последних научных достижений в области математики, физики, химии для подготовки высококвалифицированных специалистов. Занятия по всем химическим и физико-математическим дисциплинам проводят ученые академических институтов и профессора ведущих химических высших учебных заведений г. Москвы. Из 30 спецкурсов, читаемых учеными в Колледже, половина уникальна в мировой образовательной практике.

На данный момент в Колледже работает более 40 преподавателей, в том числе 4 академика РАН, 4 члена-корреспондента РАН и 13 докторов наук и профессоров. В научной подготовке студентов ВХК РАН задействовано около 200 научных сотрудников из 9 институтов РАН, среди которых 30 докторов наук и 50 кандидатов наук.

В настоящее время в ВХК обучается свыше 100 студентов на пяти курсах. Преподавание ведут активно работающие в науке профессора и сотрудники институтов РАН, совмещающие исследования с преподаванием и руководством научной работы студентов. Выпускники ВХК РАН получают диплом специалиста-химика.

Колледж функционирует на правах факультета Российского химико–технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ), используя учебную и социальную инфраструктуру РХТУ и входя в состав Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ (директор — член-корреспондент РАН Н.П. Тарасова). Длительность обучения в Колледже: 5 лет. С 2015 года набор на первый курс составляет до 26 человек. ВХК РАН открыт для выпускников средних школ России и стран СНГ. Поступление в ВХК РАН происходит по правилам РХТУ.

История
История Колледжа была начата в 1990 году, когда по инициативе Академика РАН О.М. Нефёдова, чл.-корреспондента РАН А.Б. Ярославцева и И.В. Свитанько совместным постановлением Президиума АН СССР и Государственного комитета по образованию был создан Высший Химический Колледж РАН. При этом оперативное решение по созданию ВХК РАН было обеспечено решительной положительной позицией тогдашнего председателя Госкомитета по образованию Г.А. Ягодина и ректора РХТУ П.Д. Саркисова.

Учреждению было названо "колледжем" по причине того, что в президиуме РАН в момент формирования ВХК посчитали формат учебного заведения наиболее близким к Имперскому Лондонскому Колледжу. В свете относительно недавних событий [Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 543, пункт 7] следует акцентировать, что название сложилось исторически и учреждение предоставляет учащимся высшее образование.

Наряду с РХТУ, активное участие в создании и деятельности ВХК РАН принимали и принимают многие профессора и сотрудники МГУ имени М.В. Ломоносова: академики Н.А. Платэ, Ю.А. Золотов и А.Л. Бучаченко, а также Д.А. Леменовский, Ю.А. Устынюк, М.Д. Решетова, М.Е. Тамм, Л.Д. Ужинова, С.З. Вацадзе, К.А. Руфанов, А.Я. Борщевский и многие другие сотрудники химического факультета, читающие общие и специальные курсы лекций и ведущие практические занятия для наших студентов.

Достижения
Квалификация выпускаемых специалистов как основной результат педагогической деятельности лучше всего говорит об эффективности работы учебного коллектива Колледжа. Подавляющее большинство выпускников ВХК РАН остаются в науке, защищаются диссертации на соискание ученых степеней, и, что немаловажно, продолжают поддерживать тесные контакты с Колледжем, участвуя в учебном процессе в качестве преподавателей, научных руководителей студентов.

Ежегодно Государственная Аттестационная комиссия отмечает общий высокий научный уровень представленных работ: разнообразие используемых подходов и методов исследования, широту затронутых проблем, общую эрудицию выпускников ВХК РАН, их высокую квалификацию, сформировавшуюся благодаря специфике существующего учебного плана. Дипломные работы содержат большой объём научных исследований. Комиссия отмечает большое число публикаций (статей и тезисов докладов) у выпускников. Ниже приведены некоторые статистические данные (статистика актуальна на период 1996-2015 гг.):
Научные работы студентов Колледжа постоянно занимают призовые места на конкурсах молодых ученых, проводимых в РАН.

Студенты ВХК РАН регулярно проходят стажировки в ведущих зарубежных университетах. В последние годы в различных университетах США, Германии, Франции, Испании, Финляндии ежегодно проходят стажировки более 10 человек. Такие стажировки позволяют развивать свои представления и навыки не только в рамках одной научной школы, используя новейшее оборудование, но также воспитывает в них определенную гибкость мышления.