Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Возвращенные имена: преподаватель Менделеевки Владимир Ильич Кваша

Сегодня наш «Пост памяти» посвящен отцу известного актера, режиссера и телеведущего Игоря Кваши. Доктор химических наук, преподаватель кафедры общей химической технологии МХТИ Владимир Ильич Кваша (1897—1942) ушел на фронт уже в зрелом возрасте. В первые дни Великой Отечественной менделеевец четырежды подавал заявление в военкомат, но получал отказ. Однако Красная Армия несла огромные потери, и в июле 1941 года он все же отправился защищать Родину. Через год дивизионный интендант 305-й стрелковой дивизии, военинженер II ранга В.И.Кваша пропал без вести под Ленинградом. Много позднее стало известно, что воин попал в плен и был расстрелян немцами. В 2005 году, к 60-летию Победы, его имя увековечено на стене мемориала у входа в Миусский комплекс РХТУ.

За сухими строчками официальных документов, которые стали доступны историкам РХТУ, отданные Родине жизни преподавателей и студентов, ратные подвиги воинов-менделеевцев. Владимир Ильич Кваша был родом из местечка Покотилово Уманского уезда Киевской губернии. В 1919 году окончил Тульчинское коммерческое училище в Винницкой области, а в 1926 году — Одесский политехнический институт (с отличием). В конце 1920-х – начале 1930-х годов работал инженером на Тульском сахарном заводе, затем — на заводе «Пролетарий».


В 1934 году Владимир Ильич Кваша пришел на кафедру общей химической технологии (ОХТ) Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева. В это время в институте был создан общетехнический факультет, просуществовавший до 1941 года. Активно совершенствовалась учебная работа, готовились методические пособия и руководства. На только что организованной кафедре ОХТ преподавали профессора М.П.Дукельский и А.Е. Маковецкий, руководил кафедрой профессор И.А.Тищенко. 

В октябре 1935 года состоялось заседание кафедры ОХТ, на котором обсуждались результаты научно-исследовательской и методической работы Владимира Ильича. Было возбуждено ходатайство перед советом МХТИ о присвоении Владимиру Кваше степени кандидата технических наук и звания доцента. Через три недели, 23 октября 1935 года, на основании решения совета института, документы были направлены в ВАК.

Опыт работы в промышленности и умение передавать знания молодежи позволили преподавателю снискать уважение коллектива, завоевать репутацию сильного специалиста. Доцент Кваша работал на кафедре общей химической технологии до первых дней войны. В те годы МХТИ им. Д.И.Менделеева находился в ведении Главного управления учебных заведений Народного Комиссариата химической промышленности СССР. В вузе не только осуществлялась подготовка инженеров химиков-технологов, но и проводились научно-практические работы, в том числе — совместно с Военной академией химической защиты и рядом исследовательских институтов. В ноябре 1939 года к одной из экспериментальных лабораторий, созданных при Наркомате химической промышленности, был прикомандирован и Владимир Кваша.

Также историки РХТУ выяснили, что в одном из номеров «Московского технолога» за 1940 год разбиралась работа методического кабинета института, руководил которым доцент Кваша. В начале 1941 года, одновременно ведя занятия в Менделеевском институте и работая в лаборатории, Владимир Ильич защитил докторскую диссертацию.

О воинском пути отца газете «Менделеевец» рассказал народный артист России, режиссер Игорь Владимирович Кваша (умер в 2012 году). По его словам, с момента объявления войны Владимир Ильич стремился на фронт: «Четыре раза подавал он заявление, но его отклоняли, так как у отца была бронь. Однако армия несла огромные потери, и через три недели отец добился своего». 

10 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны об образовании главнокомандования Северо-Западного направления. 15 июля 1941 года В.И.Кваша был направлен под Ленинград. Служил в звании инженера второго ранга в 573-м отдельном саперном батальоне 305-й стрелковой дивизии.

«Отец обожал лошадей, они в свою очередь всегда слушались его, — рассказывал Игорь Владимирович. — С фронта к нам с мамой Дорой Захаровной однажды приехал его однополчанин, и я, совсем еще ребенок, очень обрадовался, узнав, что отец теперь постоянно ездит верхом. Потом это подтвердила фотография с фронта. Она пришла позже, когда мы уже были в эвакуации. Детский сад Дома инженера и техника на Кировской, ныне Мясницкая, преобразовали в интернат. Мама боялась, что я потеряюсь, как терялись многие дети во время войны. У нее было медико-педагогическое образование, и она устроилась педагогом в этот интернат, чтобы поехать вместе с нами в Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область). Я жил в интернате, но мне было легче, чем другим детям: мама была рядом.

Об отце мы знали, что он под Старой Руссой. Все географические указания цензоры вычеркивали из писем с фронта, а подпись на фотографии (той самой, где отец верхом), видимо, проглядели. Но вот письма перестали приходить. Мама посылала запросы, множество запросов. Все ответы содержали одну и ту же казенную формулировку, я запомнил ее наизусть:  “Ваш муж, Кваша Владимир Ильич, в списках убитых, умерших от ран и пропавших без вести не числится”. Мы продолжали ждать».


Северо-Западный фронт под командованием К.Е. Ворошилова сдерживал на подступах к Ленинграду группу фашистских армий «Север». Советская армия оборонялась на полосе протяженностью 455 километров. Потери в личном составе даже по официальным данным превышали 50%. В августе 1941 года советские войска нанесли контрудар из района юго-восточнее Старой Руссы в северо-западном направлении, продвинулись почти на 60 километров, глубоко охватили правый фланг Старорусской группировки врага и создали угрозу удара в тыл другой группировки под Новгородом. Однако этот прорыв привел к тому, что противник сфокусировал удар на Старой Руссе, перебросив на этот участок дополнительные силы из-под Луги и Смоленска. Часть соединений Северо-Западного фронта была отрезана неприятелем от основных войск. Тяжелые бои на этом направлении продолжались в течение многих месяцев. Но все эти факты были опубликованы гораздо позднее — в 1950-х.


«Наконец, пришло письмо от отца. “Был в О.”, — написал он, обходя цензуру. Мы поняли: был в окружении. И опять письма прекратились. Мы посылали новые запросы, на которые приходили прежние туманные ответы... Мама мне не говорила: она, оказывается, получила похоронку, но скрывала это от меня и делала вид, что по-прежнему ждет сведений об отце… Я очень ждал его, ждал, когда война давно прошла. Мы возвратились в Москву, я окончил среднюю школу, стал студентом школы-студии МХАТ и все еще не переставал надеяться. Уже после поступления в вуз моя сводная сестра Дима (расшифровывается как «диалектический материализм») сказала: “Вот ведь как странно. Папа — химик, мама — педагог. Я-то еще могла знать, помнила, как отец говорил о нашем будущем, но ты… Он мечтал, чтобы я стала актрисой, а ты режиссером”. Почему он так мечтал об этом, что это значит? Я не знаю. Но, тем не менее, все сбылось. Как? Генетически заложил? У мамы действительно были художественные наклонности. Она делала очень красивые картины-аппликации, какие-то лоскутки набирала и творила. Еще она создавала замечательных кукол. Для нашего первого спектакля «Вечно живые» белка сделана мамой. Очаровательная белочка с корзинкой, в которой лежали золотые орешки и та самая, знаковая записка Владимира. Но изначально мама настороженно относилась к моему увлечению театром, не поощряла, но и не то чтобы препятствовала. А отец, оказалось, мечтал, как это ни странно…

Я стал взрослым, закончил школу-студию, и только тогда мама показала мне похоронку. Она знала, как сильно я любил отца и каким болезненным станет это известие для меня, и продолжала молчать на протяжении десяти лет после войны, чтобы я жил надеждой, не считал его погибшим».

Годы спустя Игорь Владимирович обнаружил, что похоронка отца датирована июнем 1942 года, а в начале 1943 года отец еще «отправлял семье письма». Как же много пережила Дора Захаровна, оберегая сына... 

Согласно официальным данным Центрального архива Минобороны РФ, дивизионный интендант 305-й стрелковой дивизии, военинженер 2-го ранга В. И. Кваша попал в окружение и пропал без вести в июне 1942 года под деревней Кересть Новгородской области (в то время — Ленинградская область). Много позднее стало известно, что он попал в плен и был расстрелян немцами. 

Сын воина-менделеевца Игорь Владимирович Кваша в течение многих лет вел передачу «Жди меня», которая выходит до сих пор. Благодаря работе творческого коллектива, находили и продолжают находить друг друга сыновья и дочери фронтовиков, которым на память о родителях остались лишь потускневшие фотографии, потертые треугольники писем и скупые строки официальных документов. В первые годы существования программы с её помощью ежемесячно удавалось находить по 15—20 человек, а за 10 лет было найдено около 150 тысяч человек.

Фото: Сын В.И.Кваши — актер, режиссер и телеведущий И.В.Кваша

На стене памятника «Менделеевцам защитникам Родины» имя В. И. Кваши появилось по инициативе группы энтузиастов и редакции газеты «Менделеевец» в 2005 году — к 60-летию со Дня Победы. На памятнике героям-менделеевцам в Миусах были выбиты новые фамилии воинов: Кваша В.И., Крайнюк З.В. и Корсиченко Н.Ф. (ссылка на пост о Корсиченко).



Top