Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Анна Щербина: гендерной проблемы в российской науке я не вижу

Анна Щербина: гендерной проблемы в российской науке я не вижу
Женщины-исследователи активно вовлечены в российскую науку, они входят в научно-технические советы индустриальных компаний и госкорпораций, много их и среди руководителей направления R’n’D и лауреатов научных премий. Об этом в праздничном интервью, посвященном Международному женскому дню, сообщила д.х.н., проректор по науке РХТУ им. Д.И. Менделеева Анна Щербина. Она рассказала о своем пути в науку, о женщинах, которые ведут успешную научную работу в стенах РХТУ, а также о подходах, которые позволяют Менделеевскому университету обеспечить технологический суверенитет в химической промышленности и смежных отраслях. В заключение проректор по науке объяснила, почему, с ее точки зрения, решение стать менделеевцем — это самое правильное решение для абитуриента, который мечтает начать свой путь в науке.

— Анна Анатольевна, поздравляем с Международным женским днем! Расскажите немного о себе, о своем пути в науку, о своей связи с Менделеевкой.

— Спасибо большое за поздравления. Надо начать с того, что родилась я в семье ученых. Мои родители — доктора химических наук, оба имеют звание профессора. Они всю жизнь занимались исследовательской работой: мама, Татьяна Ивановна Чалых, в прикладном НИИ, а папа, Анатолий Евгеньевич Чалых, в академическом институте. Они и познакомились благодаря науке, когда мама готовила кандидатскую диссертацию в Свердловском государственном университете в научной группе Анны Александровны Тагер, а папа приезжал оппонировать диссертации и принимал участие в научных семинарах. Я с раннего детства находилась в атмосфере научных дискуссий, обсуждений проектов и научных проблем. Аспиранты, молодые ученые и коллеги постоянно приходили к родителям для обсуждения своих работ, подготовки диссертаций и статей. Уже с десяти лет я впервые пришла к отцу на работу в лабораторию структурно-морфологических исследований Института физической химии АН СССР. Удивительный мир исследований поражал мое детское воображение: нескончаемое количество химической посуды, уникальных приборов, а какие интересные люди! Конечно, всё это повлияло на выбор моего пути. Интерес к науке, к изучению природы явлений, к постановке экспериментов невероятно увлекает. И моя связь с Менделеевкой очень глубокая, это своеобразный культурный код нашей семьи — любовь к Менделеевке. Отец, брат и сестра — выпускники нашего университета. Мой дед, Чалых Евгений Федорович, долгое время работал в промышленности, а потом преподавал в нашем университете на кафедре технологии углеродных материалов, отдал много лет тогда Менделеевскому институту, развивал технологическую науку на основе опыта, полученного в индустрии.

— Насколько сложно заниматься управлением, исследованиями и домашними делами? Как получается всё это сочетать?

— Скажу честно, все вместе сочетать практически невозможно. В течение долгого времени я действительно занималась исследовательской работой, была старшим научным сотрудником академического института. Мир ученого необычный, в нем своя атмосфера, определенный ритм жизни, в котором должна быть возможность для спокойного, вдумчивого изучения литературы, постановки экспериментов. Однако, в один переломный момент, я поняла, что настало время изменений, моя активная позиция и деятельный характер заставляют перестраивать систему, самостоятельно управлять многими процессами, работать в новой команде, брать на себя больше ответственности. И в 2017 году я перешла в университетскую науку. Сначала в РЭУ им. Г.В. Плеханова, а затем в РХТУ им. Д.И. Менделеева. Как у проректора по науке, у меня сейчас столько самых разных дел, ответственных решений, стратегических переговоров, что на полноценную научную работу практически не остается времени. Остаюсь экспертом и консультантом, поскольку несколько тем ведут аспиранты нашей кафедры ЛКМ, а также бакалавры и магистры. Мои основные задачи сейчас заключаются в том, чтобы в университете успешно проводились научные исследования и технологические разработки, обеспечивалось взаимодействие с промышленными партнерами, а наши ученые занимались практическими задачами, проектами, приносящими пользу коллективам и обеспечивающими развитие университета. Конечно, опыт исследовательской и образовательной деятельности помогает понимать проблемы научных коллективов, поддерживать и мотивировать их, администрировать сам процесс так, чтобы создавать более комфортную среду для ученых. Что же до домашних дел, то я бесконечно благодарна моей семье за понимание и поддержку, интерес детей к моей работе, хлопоты бабушек по хозяйству. И, как всегда, я с огромным удовольствием провожу время в разговорах о науке с моим папой.

— Среди российских исследователей, особенно в естественно-научных и технических дисциплинах, женщин, как правило, меньше, чем мужчин. Является ли это гендерное неравенство, по Вашему мнению, серьезной проблемой, особенно для молодых ученых?

— Опираясь на собственный опыт, на статистику Советов молодых ученых и данные Российского научного фонда, могу сказать, что среди руководителей научных проектов и коллективов в естественно-научных дисциплинах женщин, действительно, чуть меньше половины, но в целом, по всем отраслям знаний, цифры сопоставимы. Если же мы расширим выборку и обратимся, например, к наукам о жизни, то увидим, что исследователей-женщин не меньше, а по некоторым направлениям и больше, чем мужчин. Важно отметить, что женщины-ученые и специалисты входят в научно-технические советы индустриальных компаний и госкорпораций, много их и среди руководителей направления R’n’D, среди лауреатов премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых по физике, химии и биологии. С моей точки зрения, гендерной проблемы в российской науке нет. Гораздо важнее привлекать молодежь в науку, в интересные проекты, а также обращать внимание на поддержку молодых ученых, аспирантов и студентов. А свой путь в науке ребята выберут сами!

— В День женщин в науке мы вспоминали женщин, которые внесли неоценимый вклад в развитие Менделеевского университета и химической промышленности в ХХ веке. Можете ли Вы рассказать о самых последних и ярких научных успехах наших женщин из РХТУ дня сегодняшнего — студентов, аспирантов и именитых ученых?

— В нашем университете очень много женщин, которые заведуют кафедрами, возглавляют небольшие научные группы и даже целые научные школы. Так исторически сложилось, что кафедра в Менделеевке — это отдельная «боевая» научная единица со своим уникальным научным направлением и технологическим опытом. Руководитель кафедры — эксперт в своей области, который имеет научный авторитет, а значит играет важную роль в развитии науки в университете. Наталия Павловна Тарасова, Наталья Васильевна Меньшутина, Ирина Юрьевна Горбунова, Елена Георгиевна Рудаковская, Наталья Евгеньевна Кручинина, Светлана Владленовна Стаханова, Наталья Васильевна Свириденкова, Юлия Викторовна Биличенко - далеко не полный список женщин, заведующих кафедрами РХТУ. В последнее время в университете открылся целый ряд научных лабораторий, которые поддержаны проектами государственного задания, Минобрнауки России, Российского научного фонда. Среди их руководителей много молодых ученых женщин: Дарья Ловская (лаборатория разработки инновационных назальных и ингаляторных препаратов для лечения социально значимых заболеваний), Татьяна Ковшова (лаборатория нанофармацевтики). В Новомосковском институте РХТУ при поддержке Минобрнауки России, НОЦ ТулаТех и администрации Тульской области начала работу лаборатория под руководством Ольги Казариной (лаборатория «умных» материалов и технологий). На кафедре д.т.н., профессора Натальи Меньшутиной целая плеяда молодых ученых занимается созданием новых материалов медицинского назначения на основе технологии сверхкритических флюидов. В этой команде много девушек, которые подают очень большие надежды, в ближайшем будущем они смогут руководить отдельными направлениями, проектами, научными коллективами. На моей кафедре много бакалавров и магистров девушек занимаются научными разработками функциональных лакокрасочных материалов и покрытий, и даже решили посвятить свою карьеру инженерии и химическому машиностроению в Передовой инженерной школе РХТУ.

— Не вполне праздничный вопрос, который, тем не менее, сейчас волнует всю страну. Как вуз справляется с задачей по достижению технологического суверенитета?

— Менделеевский университет исторически поддерживает тесную связь с индустрией, и сейчас, в рамках программы развития «Приоритет-2030», отраслевой трек становится максимально значимым. Мы очень интенсивно работаем с предприятиями и видим, что можем обеспечивать их конкретными технологическими разработками, например, в области синтеза продуктов микро- и малотоннажной химии, в том числе для микроэлектроники или для применения в оборонной технике. Все это необходимо, чтобы поддержать российскую экономику и наше развитие в условиях глобальных вызовов. Так сложилось, и не только для нашего университета, что сложные времена становятся окном возможностей для сектора исследований и разработок. Ушли с рынка крупные зарубежные компании химического профиля, и наша задача сейчас — реализовать весь наш потенциал в новых российских продуктах и технологиях. Мы можем это сделать и делаем.
Как вы помните, колоссальные успехи СССР в ХХ веке были достигнуты благодаря тесной совместной работе всех вузов, научно-исследовательских, проектных организаций, институтов академии наук, которые, собственно, работали на решения конкретных задач промышленности. Без научного сопровождения не обходилось ни одно производство. Сейчас сложнее формировать научно-технологическую и логистическую коммуникацию, ведь бывшие республики Союза стали отдельными странами. Но мы уверенно идем по пути восстановления проектов полного инновационного цикла. И на место ранее существовавшим звеньям в цепочке «фундаментальная наука - прикладные исследования - проектные институты - предприятие» пришли другие участники: инжиниринговые компании, машиностроители, проектные бюро и новые промышленные предприятия. Фокус нашего университета – технологический, и эту логику от науки к производству мы продолжаем, поддерживаем и развиваем. Нередко в последнее время возвращаемся к истокам, к сотрудничеству со странами СНГ, с регионами, в том числе отдаленными: Калининградской областью, Дальним Востоком и другими. Многие ученые старшего поколения такую связь и не теряли, просто теперь она укрепляется на официальном уровне. Наши выпускники руководят национальными академиями наук, институтами и предприятиями в странах ближнего зарубежья.

— Сталкиваются ли сегодня ученые-менделеевцы с проблемой предвзятого отношения к себе и к россиянам в целом при опубликовании своих научных работ в иностранных изданиях? При работе с коллегами из западных стран? Или науке удается оставаться вне политики?

— Нельзя сказать, что ситуация сильно ухудшилась, но отдельные частные неприятности существуют. Есть сигналы, что ряд изданий не готов публиковать результаты наших исследований. При этом в 2022 году в сравнении с 2021-м у РХТУ выросла публикационная активность в высокорейтинговых изданиях, индексируемых в международных базах, а количество цитирований выросло почти в два раза с 6,5 до 12,2 тыс. В 2022 году профессор Менделеевского университета Наталья Васильевна Меньшутина стала академиком Швейцарской академии наук. Мы продолжаем работу со многими западными коллективами, с которыми традиционно сотрудничали. Статьи в периодических изданиях выходят, даже попадают на обложки журналов. Можно с уверенностью говорить о том, что наша наука не станет «островной», как это обсуждалось в первой половине 2022 года. Есть некоторые опасения, но все они могут быть устранены с помощью мер государственной политики в данной сфере.

— Ваше пожелание девушкам и юношам, которые только собираются делать первые шаги в науке. Как считаете, для достижения своей мечты будущим ученым стоит обратить внимание на Менделеевский университет и подать документы для поступления? Стать менделеевцем сегодня — хорошая идея?

— Ученые Менделеевского университета, их научные школы уникальны. Решение стать менделеевцем — это решение пройти сложный, но интересный путь. И с моей точки зрения это правильный выбор, это та траектория, которая дает большие возможности для карьерного роста и самореализации. Наши выпускники идут работать по специальности на производство и в науку, они показывают значительный уровень знаний, эрудиции и успешно реализуют себя в химической, нефтехимической, биотехнологической отраслях. Наш университет зачастую становится первым работодателем для студентов и аспирантов, вовлекает молодежь в науку через проекты наших научных коллективов, исследовательских центров и кафедр. Есть возможность не только достойно зарабатывать, но и приобщаться к большому делу, к сложным интересным проектам, быть востребованными. Человек развивается именно в сложных проектах, это позволяет уходить от рутины, думать, искать и творить. Для этого в нашем университете есть все необходимое, и мы каждому найдем свое достойное место. Есть большие проекты, которые у нас заказывает индустрия, есть задельные проекты, которые инициируют сами молодые исследователи, а финансово и организационно поддерживает РХТУ. Дипломные работы и проекты переориентируются на решение стратегических задач, в ответ на новые вызовы для российской экономики. В Менделеевском университете точно не бывает скучно, и всегда есть пространство для развития.


Top