Top.Mail.Ru

Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

В День защитника Отечества вспоминаем какой вклад менделеевцы внесли в дело укрепления обороноспособности страны

В День защитника Отечества вспоминаем какой вклад менделеевцы внесли в дело укрепления обороноспособности страны

23 февраля мы вспоминаем историю создания оборонных подразделений и военных специальностей в Менделеевке, вклад вуза в развитие оборонно- промышленного комплекса и в дело защиты Родины.

В Менделеевке всегда воспитывали специалистов-патриотов, востребованных как в мирном созидании, так и в оборонной промышленности. Менделеевцы — выпускники, студенты, преподаватели и сотрудники — участвовали во всех крупных событиях в истории России ХХ века.

Первая мировая война

Практически все выпускники Московского промышленного училища (дореволюционное название Менделеевки) были военнообязанными, большинство были призваны на военную службу, принимали участие в качестве младших офицеров. После Октябрьской революции и гражданской войны 1917-1922 многие не афишировали свою службу в российской царской армии, однако историкам университета удалось документально подтвердить участие менделеевцев в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны, работу на военных заводах, в железнодорожных и автомобильных частях. Большинство из них (и химики, и механики) несли службу в автомобильных ротах, новых для российской армии формированиях. Из большой группы профессоров и преподавателей Менделеевки – ветеранов Первой мировой войны – выделим имена А.С. Бакаева, Е.И. Орлова, Н.Ф. Юшкевича, А.Г. Горста, Н.И. Жуковского, М.И. Сладкова.


Егор Иванович Орлов
– один из первых российских химиков, кому пришлось после германских газовых атак против русской армии в Польше и Белоруссии встать на тропу химической войны, заняться технологией «удушающих средств» (УС), как тогда в России называли новое оружие массового поражения – отравляющие вещества. Во время Первой мировой он был председателем Северной комиссии по заготовлению такого оружия. Заводы по производству УС были введены в строй уже к 1917 году. Егор Иванович участвовал в проверке пуска завода в Сингилеях, работы в цехе по сжижению хлора, также с его участием были пущены саратовский и мелекесский заводы.

Николай Федорович Юшкевич (один из основателей Менделеевки как ВТУЗа) в 1915—1918 годах работал в Петроградском бюро по проектированию сернокислотных и суперфосфатных производств, служил в Главном артиллерийском управлении в химическом комитете. Во времена «снарядного голода» в российской армии (1919 год) спроектировал, построил и возглавил завод по производству серной кислоты контактным способом на станции Чудово Николаевской (Октябрьской) железной дороги. В этот же период участвовал в проектировании суперфосфатного завода.


Николай Евграфович Пестов
– в годы войны подпоручик, один из первых российских специалистов по химической войне, вспоминал: «В середине августа 1915 года в наш батальон пришло с фронта распоряжение: прислать офицера, хорошо знакомого с химией. Так, приказом № 264 от 19 августа 1915 года я был переведен на службу в Ригу, в 4­й Осадный артиллерийский полк, куда и прибыл 21 августа. Кампания 1915 года, в которой я принимал участие, ознаменовалась появлением нового средства борьбы — отравляющих веществ. Применение этих средств потребовало создания противогазов и организации противохимической защиты».

На военную лабораторию Пестова была возложена вся химзащита этого участка фронта. В обязанности входило проверять у солдат личные средства химзащиты, обучать пользоваться первыми противогазами. Будущий профессор химической технологии МХТИ участвовал в организации Красной Армии, в годы гражданской войны воевал на восточном фронте.

Военно-химическая специальность МХТИ им. Д.И. Менделеева

В 1924 году в Менделеевке была организована лаборатория (специальный курс и набор студентов) по технологии взрывчатых и отравляющих веществ и созданы военно-химическая и военно-артиллерийская специальности. В своих воспоминаниях (1960 г.) профессор Константин Константинович Андреев, один из крупнейших советских ученых в области горения и взрыва, писал о периоде учебы на военно-химическом отделении МХТИ: «Это было время, когда получила общее признание идея химизации страны, усиления развития химической промышленности как одной из основных отраслей тяжелой индустрии и основы развития сельского хозяйства и укрепления обороноспособности. Общественность всей страны живо откликнулась на призыв партии, и повсеместное возникновение ячеек Добровольного общества содействия химии (Доброхим) было одним из проявлений этого отклика. Студенты и преподаватели молодого Менделеевского института принимали живейшее участие в их организации, и образование инженерного химико-технологического факультета было естественным следствием этого».

Профессор Николай Иванович Жуковский был первым руководителем военно-химической специальности на Миусах. Деятельное участие в организации кафедры принимали студенты – активисты Доброхима (в их числе был Андрей Касаткин, вошедший в первую группу слушателей факультета. Впоследствии он стал видным государственным деятелем, большим ученым и прекрасным педагогом, создавшим современные основы курса «Процессы и аппараты химической промышленности». Научно-технические интересы профессора Жуковского охватывали широкий круг вопросов: производство бездымного пороха, методики изучения процессов горения и др. Николай Иванович был одним из ближайших помощников профессора Н.А. Забудского при выполнении им классического труда по исследованию распределения давления пороховых газов в канале оружейного ствола.

В 1935 г. вновь было решено организовать выпуск специалистов по военно-химическим специальностям в МХТИ на уровне наркомата тяжелой промышленности (факультет №138), позднее спецфакультет, ныне Инженерный химико-технологический факультет РХТУ им. Д.И. Менделеева. Возглавил факультет выпускник Военно-химической академии имени Георгий Никитович Кожевников, впоследствии генерал-майор инженерно-технической службы, дважды лауреат Сталинской премии, заместитель министра оборонной промышленности СССР (1955–1957).

В составе спецфакультета действовали кафедры (названия условные) органического синтеза (организатор и первый заведующий профессор Александр Ефремович Кретов, крупный специалист в области биологически активных органических соединений), кафедра технологии взрывчатых веществ, позже кафедра химии и технологии органических соединений азота (организатор и первый заведующий Август Георгиевич Горст, чей ратный труд в ходе Первой мировой отмечен боевыми орденами Святослава III степени и Анны III степени с мечами и бантом) и кафедра технологии порохов, впоследствии химии и технологии высокомолекулярных соединений (организатор и первый заведующий – Бакаев Александр Семенович).

Август Георгиевич Горст


О своем первом столкновении с отравляющими веществами на полях сражений Первой мировой войны Горст рассказывал так: однажды артиллерийская батарея, вблизи которой располагался его отряд, подверглась газовой атаке. Август Георгиевич, имевший еще до службы в армии хорошую подготовку по химии, быстро определил, что движущееся облако – это хлор, но противогазов еще ни у кого не было. Он взял командование на себя и отдал почти суворовский приказ: снять портянки, намочить их водой и намотать на голову, закрыв рот и нос. Облако с хлором быстро прошло, и большинство солдат осталось в строю.

О Горсте узнало командование, и в 1916 году он был отозван с фронта и направлен в химический комитет Главного артиллерийского управления, а оттуда приемщиком противогазов на Петроградский противогазовый завод, успешно занимался модернизацией противогазов (немцы стали добавлять к ОВ ядовитые «дымы» Фрица Габера, оказывающие слезоточивый и чихательный эффекты и не удерживаемые активированным углем). Его коллега и соратник профессор Леонид Смирнов так подвел итог работы Августа Горста: «Миллионы противогазов с новым фильтром Горста были изготовлены и отправлены на фронт, в том числе и Красную Армию во время гражданской войны. Здесь, на Петроградском противогазовом заводе, началась его научная деятельность, и эта первая работа послужила фундаментом для будущих дел. Важность работы, проведенной А.Г. Горстом для армии России, была огромна. Дело в том, что потери от применения немцами боевых ОВ для армий союзников (Антанты) были очень велики. Сообщалось, что с июля 1917 г. по ноябрь 1918 г. только в английской армии было выведено из строя более 60 тысяч человек. А скольким же русским солдатам спасли жизнь противогазы, принятые от завода Августом Горстом и снабженные его фильтром, учету не поддается».

После Первой мировой и гражданской войн занимался расснаряжением огромного (около 2,5 млн. единиц) количества боеприпасов. На кафедре в Менделеевке Август Горст появился в 1933 году, где сумел создать все условия для подготовки специалистов и серьезных научных исследований. Благодаря отличному знанию заводов и нужд промышленности взрывчатых веществ все его работы были направлены на решение конкретных практических вопросов. В 1937 г. он написал фундаментальную монографию «Химия и технология нитросоединений», переведенную на многие иностранные языки.


Александр Семенович Бакаев

Легендарный мастер пороховых дел. Самый титулованный из менделеевцев ветеран Первой мировой: награжден семью орденами Российской империи в том числе Святой Анны IV, III и II степени, Святого Станислава III и II степени, Святого Владимира IV степени и солдатским Георгиевским крестом «За личную храбрость». За отличие в боях был произведен в чин капитана.

Иван Иванович Вернидуб, автор очерков «Боеприпасы победы» вспоминал: «После окончания ускоренного курса училища в сентябре 1914 года Александра Бакаева произвели в подпоручики и отправили на фронт в полевую легкую артиллерию. Все три года войны он находился в действующей армии. Принимал участие во многих боях: под Варшавой, в Лодзинской битве, боях на Стоходе, возглавляя команду разведчиков, а затем артиллерийскую батарею. Проявил себя как человек большой личной храбрости и был награжден «за отличия в делах против неприятеля» семью боевыми орденами России, в том числе солдатским Георгиевским крестом IV степени».

В сентябре 1922 г. Бакаев окончил Академию по 1­-му разряду с дополнительным курсом. Ему было присвоено звание военного инженера­технолога. Молодого специалиста направили на бывший Охтинский завод взрывчатых веществ и порохов. С этого момента началась его самостоятельная научно­исследовательская работа в области порохов. Работа в области баллиститных порохов стала главным делом жизни Александра Семеновича. В течение двух лет, с 1926 по 1928 г., он разрабатывал баллиститные пороха на основе нелетучих растворителей. Специально созданная бригада, возглавляемая Бакаевым, разработала составы НГВ и упрощенный состав Н с техническим динитротолуолом, который в дальнейшем широко применялся, в частности, в зарядах PC для «катюш». Для технологической отработки пороха под руководством Бакаева была создана установка, на которой были отработаны технологические режимы всех фаз производства.

С 1930 года находился в Особом военно­-техническом бюро ОГПУ. Здесь продолжал исследования возможности создания пластичных баллиститных порохов более безопасных в производстве. В октябре 1934 г. Александр Семенович Бакаев был направлен на работу в Вохимтрест главным инженером пороховой группы. Одновременно он работал в ВХНИИ консультантом в лаборатории баллиститных порохов.   

Именно в эти годы он наметил пути перехода в производстве пороха от периодически действующих гидравлических прессов к непрерывно действующим шнековым прессам. По его предложению в 1936 г. в ВХНИИ был спроектирован, изготовлен и испытан первый шнек­пресс, положивший начало новой шнековой технологии производства порохов.

В годы войны по технологии, разработанной в свое время Бакаевым, в исключительно короткие сроки построили шесть новых заводов баллиститных порохов, которые выпустили более 117 тыс. т этих порохов, что составило около 30% общего выпуска порохов в нашей стране. Выпуск нитроглицериновых порохов к концу войны возрос примерно в 7 раз, 45% произведенных порохов были баллиститными. Одних только зарядов для РСЗО «катюш» было выпущено за время войны более 14 миллионов комплектов. Эти цифры дают нам представление о вкладе Александра Семеновича Бакаева в Победу советского народа в Великой Отечественной войне, о важности того дела, которому он посвятил всю свою нелегкую жизнь.

 

Памятная доска на доме в  Дзержинском

Вклад менделеевцев в атомный проект СССР

Рассекречивание в конце 1990-х гг. документов, связанных с историей создания ядерного щита СССР, и их публикация позволили оценить вклад менделеевцев в атомный проект на каждом этапе его реализации.

Профессор С.В. Кафтанов – председатель ВКВШ СНК СССР. В 1943 году на него была возложена обязанность повседневного руководства работами по урану. Профессор Андрей Георгиевич Касаткин был утвержден заместителем начальника Первого главного управления при СНК СССР, которое руководило «научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями и промышленными предприятиями по использованию внутриатомной энергии урана и производству атомных бомб». Профессор Николай Михайлович Жаворонков вел исследования по выделению тяжелой воды путем дистилляции. Молодые специалисты из выпуска МХТИ 1947 г. были направлены на Базу-10 (ныне химкомбинат «Маяк»), где нарабатывался первый отечественный уран и плутоний.

В истории научно-технической разведки Атомного проекта СССР сегодня широко известны имена Героев России Жоржа Абрамовича Коваля и Леонид Романович Квасникова.

Без преувеличения можно сказать, что каждый день из 125 -летней истории Менделеевский университет работал на укрепление обороны Родины. И сегодня эта работа продолжается. 


Менделеевцы, отдавшие жизнь за Родину

Материал подготовлен с помощью Центра истории РХТУ.

Top