Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Делегация РХТУ приняла участие в дискуссии о развитии высшего образования в Российской Федерации

Делегация РХТУ приняла участие в дискуссии о развитии высшего образования в Российской Федерации

В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в стране. В мероприятии приняли участие лидеры политических партий, ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенчества, делового сообщества, региональных органов власти. РХТУ им. Д.И. Менделеева был представлен на слушаниях обширной делегацией.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал четыре ключевых принципа развития новой системы национального высшего образования. Первый – направленность на развитие интересов страны, достижение национальных целей. Второй принцип – открытость, развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован; третий – фундаментальность; четвертый – гибкость, практичность и востребованность системы обучения.

Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, научный руководитель РХТУ, отметил, что в процессе модернизации отечественной образовательной системы стоит обратить внимание на гибкость образовательных программ, их практикоориентированность, это вопросы академической мобильности и материально-технического оснащения образовательного процесса, вопросы поддержки преподавателей«Финансовая модель развития высшего образования должна учитывать вопросы, которые беспокоят вузовское сообщество – экономические цели не должны доминировать над содержательными. В связи с этим требуют уточнения подходы подушевого финансирования, вопросы соотношения преподаватель-студент», — отметил Александр Мажуга.

В ходе дискуссии, развернувшейся после выступления министра науки и высшего образования Фалькова, делегаты Менделеевского университета приняли участие в обсуждении вопросов модернизации научно-исследовательской и образовательной системы России.


Анна Щербина, проректор по науке РХТУ, обратила внимание на то, что наиболее способные к научно-исследовательской деятельности выпускники специалитета и магистратуры уходят в организации и на предприятия реального сектора. «И наука, и аспирантура, как трек подготовки исследователей проигрывают эту конкуренцию. Какие пути Вы видите для привлечения потенциальных, талантливых, способных ребят в науку?» – задала вопрос министру Щербина.

«Здесь нет одного уникального решения, надо одновременно двигаться по нескольким направлениям, – ответил Валерий Фальков. – Количество бюджетных мест в аспирантуре увеличено с 16500 до 17500, а это основная форма подготовки высококвалифицированных научных кадров». Он также отметил успешное развитие проекта по созданию молодежных лабораторий при университетах – «реально действенный инструмент привлечения и молодежи». Министр рассказал о подготовке предложений, связанных с материально-техническим обеспечением и социальной защитой тех, кто впервые пришел в науку: «Председатель Правительства Российской Федерации распорядился увеличить объем средств, выделенных на жилищные сертификаты. В прошлом году он составлял 286 млн рублей, а в 2022 году добавлен еще миллиард рублей. Одновременно мы прорабатываем с коллегами вопрос, связанный с научной ипотекой. Также хочу добавить, что в процессе реализации программы «Приоритет 2030» и других крупных проектов мы отдаем приоритет привлечению молодежи к исследовательской деятельности».


Игорь Сиротин, декан факультета нефтегазохимии и полимерных материалов РХТУ, задал вопрос о будущем индивидуальных траекторий в высшем образовании и о возможности появления нестандартных сроков обучения в федеральных образовательных стандартах.

Валерий Фальков подчеркнул, что гибкость является одним из важных принципов развития образовательной системы: «Гибкость, в данном случае, применима в равной степени как к образовательным программам, так и к уровням образования. Разумная возможность для движения должна быть оставлена, где-то даже расширена. Важно при этом не потерять качество образования».

Полная видеоверсия парламентских слушаний по вопросам развития системы высшего образования в России – на сайте Государственной Думы.

Top