Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

На первой лекции в «Зарядье» рассказали о «приключениях» лекарства в организме человека

На первой лекции в «Зарядье» рассказали о «приключениях» лекарства в организме человека

На первом химическом лектории от ученых РХТУ в парке «Зарядье» выступил доцент кафедры технологии химико-фармацевтических и косметических средств Макар Сардушкин. Он рассказал, как организм человека реагирует на лекарства, почему нельзя употреблять алкоголь во время приема антибиотиков и чем обусловлены разные способы введения препаратов. Мероприятие прошло в рамках соглашения о сотрудничестве между Менделеевским университетом и парком «Зарядье».

Лекарство – это соединение природного и синтетического происхождения, которое используется для профилактики, диагностики или модификации биологичес­ких структур в организме человека. Есть два пути попадания лекарства в организм человека: энтеральные и парентеральные.

Парентеральные – это внутривенное и внутримышечное введение лекарств. Энтеральные – те, которые проходят через желудочно-кишечный тракт при глотании или рассасывании.

«Все, что проходит через ЖКТ, идет в печень. А это первый орган, который встречает то, что вы съели и выпили, – рассказывает доцент. – И, главное свойство печени, – она все пытается уничтожить. Если вы почувствовали опьянение от алкоголя, значит, печень его пропустила. А раз она его пропустила, то большую часть алкоголя уже уничтожила, а остальным – отравилась. Рассмотрим ситуацию, когда человек приобретает некачественный алкоголь, в котором не этанол, а метанол. 10 мг метилового спирта приводит к слепоте. 100 мг – это летальный исход».

После того, как лекарство подействовало на больной орган, организму нужно его вывести. Есть вещества, которые выводятся в неизменном виде. А есть липофильные вещества – жирорастворимые. «Чем выше липофильность веществ, тем легче они проникают через мембрану клетки. Но тем сложнее нашему организму их вывести. Например, водорастворимые витамины B и C можно применять часто. Примерно через 2 часа они уже выведутся из организма. А вот, например, при гипервитаминозе витамина А нарушается пищеварение, теряется вес, а в высоких дозах он обладает канцерогенностью и эмбриотоксичностью», – добавляет Макар.

Если человек принимает антибиотики, ему нужно знать о терапевтической широте. Это две концентрации лекарственных веществ: максимально безопасная и минимально-эффективная. По словам ученого РХТУ, если больной выпил антибиотик утром, то концентрация возросла. К следующему утру она понижается, человек принимает таблетку – концентрация снова повышается. Он находится в постоянной терапевтической широте. После приема алкоголя, условно, стрелка не опускается до конечной отметки «утро», а остается посередине. И когда человек снова начинает принимать антибиотик, амплитуда смещается, и концентрация антибиотиков выходит за рамки максимально безопасной. Если же человек пропускает прием лекарства, то концентрация падает ниже минимально-эффективного уровня. Здесь у больного может развиться резистентность к этим антибиотикам, они перестанут помогать и человек снова может заболеть.

В заключение, Макар рассказал о лекарствах, которые оказались хуже болезни. Например, в середине 20 века одна из фармацевтических компаний выпустила на рынок седативное снотворное средство «Талидомид». В рекламе отмечалось, что лекарство хорошо подходит для беременных. В период с 1956 по 1962 годы в ряде стран мира родилось до 12 000 детей с врождёнными уродствами. Именно талидомидовая трагедия заставила многие страны пересмотреть существующую практику лицензирования лекарственных средств, ужесточив требования к лицензируемым препаратам.

Другой пример – сульфаниламид. Этот препарат использовался для лечения стрептококковой инфекции. Он безопасен и, в отличие от антибиотиков, не убивает полезные микроорганизмы. У лекарства имелся минус – он не растворялся в воде, поэтому маленькие дети категорически отказывались принимать его. В 1937 году один из сотрудников компании обнаружил, что сульфаниламид прекрасно реагирует с диэтиленгликолем. В лаборатории опробовали новое средство, которое оказалось довольно приятным на вкус. Лекарство получило название «эликсир сульфаниламида». Тогда химики не знали, что диэтиленгликоль – яд. В первые же дни после поступления в продажу более 100 человек скончались.

Это самые яркие примеры применения лекарственных препаратов, которые привели к трагедии. Сейчас на создание одного лекарственного препарата может уйти более 10 лет. Согласно статистике, всего 5–10% из предложенных молекул лекарственных средств доходит до дальнейших этапов исследования с участием людей. А до регистрации добирается не более 12% лекарственных препаратов, в отношении которых были начаты клинические исследования. Те лекарства, которые лежат на полках аптек и отпускаются без рецепта, – прошли все стадии проверок. Кроме того, последствия от приема препаратов можно спрогнозировать. Главное – соблюдать предписания врача и внимательно читать инструкцию к лекарствам.

Top