Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

ПАСХАЛЬНОЕ ЧУДО В ГОТИЧЕСКОМ СОБОРЕ

Музыкальный клондайк.

На концертах в Римско-католическом соборе в Москве всегда особая атмосфера. Каждый зритель словно остаётся наедине с собой, в окружении величественных сводов и божественных звуков. Таинство очищения музыкой – так бы мы назвали концерт, который состоялся 20 апреля в Римско-католическом соборе на Малой Грузинской. Пасхальное музыкальное приношение в фонд восстановления Большого соборного органа в очередной раз собрало на сцене большое количество участников. Каждый из них был причастен к чуду.

«Сводный хор Менделеевского хорового конгресса под управлением Бориса Тараканова» (культурная инициатива РХТУ им. Д.И. Менделеева), уже в четвертый раз выступил в Соборе в привычном сотрудничестве с Симфоническим оркестром РГУ им. М. Косыгина (Институт «Академия имени Маймонида») под управлением дирижера Игоря Берендеева, ученика народного артиста России Владимира Понькина - художественного руководителя проекта.

В этот вечер прозвучали два произведения современного польского композитора Анджея Марко: кантата «Признание в любви» и Оратория-месса для солистов, хора и симфонического оркестра.

Концерт открыла титулярная органистка Римско-католического собора, харизматичная Марина Омельченко. Конечно же, вам ни раз приходилось слышать органную музыку, но приходилось ли вам видеть как её исполняют? По традиции, принятым в Соборе, зрители при помощи проектора и нескольких камер, установленных у мануалов и ножной клавиатуры Большого соборного органа, буквально стали участниками этого необычайно интересного зрелища.

Кантата «Признание в любви» для хора и симфонического оркестра была написана Анджеем Марко в 2019 году и посвящена его давнему другу, дирижеру Борису Тараканову. Мировая премьера этого сочинения состоялась в рамках идеи «Опера в метро» - совместного исторического проекта Московского метрополитена и РХТУ им. Менделеева, получившего высокую оценку критики «…за мелодизм, атмосферность и неповерхностный репертуарный подход».

Но давайте вернемся в Римско-католический собор.. На двух десятках языков мира зазвучал признания в любви. Напевы разных континентов обволакивали и накрывали: корейские мотивы тонкой кистью являли картины далёкой страны, грудное звучание Африки погружало в таинственные мистические обряды, а от заводных песен Балкан хотелось пуститься в пляс… Маэстро Анджей Марко не забыл и про страстные признания на испанском, итальянском, а романтичное «Je t’aime» вызывало романтическую улыбку даже у самого немолодого зрителя. Кругосветное путешествие за двадцать четыре минуты, это ли не чудо?

Оратория-месса продолжила повышать музыкальный градус и стала кульминацией вечера. Впервые в мире классическая латинская месса была написана в духе, манере и стилистике… киномузыки 70-х годов прошлого века! Несмотря на современность и жанровую эклектичность этого произведения, оно оттенило и дополнило свободную романтическую форманту первой части, добавило фундаментальности, торжественности, утончённости и изыска.

На месте зрителя.

Более двух сотен артистов-любителей объединились с полным составом симфонического оркестра и ведущими солистами российских оперных сцен. В одну единицу времени под куполом Кафедрального собора образовался мощный сгусток музыкальной энергии! Звучание хора в уникальной акустике Собора переливалось, словно хорошее вино в бокале старинной работы, в нем ощущалась полнота жизни. Симфонический оркестр института «Академия имени Маймонида» РГУ им. Косыгина традиционно показал высокий уровень мастерства, таланта и редкого умения ансамблевого взаимодействия с большими хоровыми составами. Сотрудничество с оркестрами настолько прочно вошло в практику Сводного хора Менделеевского хорового конгресса, что сам коллектив в интеграции с упомянутым оркестром, уже начал восприниматься как полноценная симфоническая капелла, система сообщающихся сосудов.

На месте дирижеров.

Борису Тараканову не привыкать к грандиозным проектам и тысячам пытливых глаз, но и в этот раз не обошлось без волнения и предвкушения Чуда. Он признаётся, что «Связь с хором была напряжённой и напоминала непрерывный энергетический поток: ты пропускаешь музыку через себя, посылаешь хору эту энергию, а артисты хора преумножают, окрашивают этот поток так, что у зрителей бегут мурашки независимо от ряда и места. К работе над подобным музыкальным материалом надо подходить с большой ответственностью и... с огромным удовольствием. Я был очень горд за всех ребят-участников – они делали этот проект, как говорится, не на жизнь, а на совесть».

По оценке дирижера Игоря Берендеева, работа с Менделеевским хоровым конгрессом оказалась успешной. «Лучший из любительских. Такая работа вдохновляет на новые проекты, даёт ощущение окрылённости. С хором РХТУ сотрудничаем не в первый раз, но качество звука и проделанная работа превзошли все мои ожидания» - говорит Игорь Берендеев.

На месте солистов.

Сопрано Анна Половинкина – на сегодняшний день, пожалуй, одна из лучших кантатно-ораториальных певиц, давний друг хора, делится ощущениями, что в музыкальных проектах с РХТУ им. Д.И. Менделеева есть стойкое ощущение, что ты – огромная статуя на носу корабля, которым управляет дирижёр, а за тобой огромный трёхпалубный крейсер. Он летит на встречу волнам и останавливаться не планирует. «Чувствую себя на острие, когда за спиной стоит этот потрясающий любительский хор вполне профессионального уровня. В этом хоре творится история, к которой всегда хочется прикоснуться», - признаётся Анна.

Этот факт отметила и болгарская певица, Мария Жекова, солистка Софийской оперы: «Мощный разноплановый звук не давал расслабиться, при этом за спиной была большая любовь, тепло и поддержка. Когда ты ощущаешь себя частью масштабного проекта, это самое высшее счастье и награда. Очень люблю всех и каждого, кто поёт в этом хоре, ведь такой хор - это активатор жизненной энергии. С ним всегда так приятно работать. Вы знаете, это мой любимый хор в России!»

Кандидат искусстоведения Анатолий Буданов признаётся, что качество звучания сводного Менделеевского хора, настрой и воодушевление, с которым артисты хора отдавались процессу исполнения, стёрли грань между понятиями «любительский» и «профессиональный»: «Поразительная способность у Бориса Тараканова создавать свои музыкальные контексты. С ним всегда попадаешь будто в другое пространство. Вот и сегодня Игорь Берендеев и Борис Тараканов соединили и сделали новую историю из музыки польского композитора Анджея Марко. И сделали это супер убедительно и вдохновенно. Все артисты стали единым живым организмом, который рождал чудо Искусства под сводами Собора. У Менделеевского хора замечательный строй и интересный совокупный тембр — очень интимный, точный, безобманный».

Солист Московского музыкально театра «Геликон Опера», приглашенный солист ведущих оперных театров России и мира бас-баритон Григорий Соловьёв говорит: «Музыка Анджея Марко оставляет весьма приятное послевкусие и желание спеть её ещё ни один раз. Я уже не первый раз исполняю это произведение и всегда восхищаюсь величием замысла. Музыкальный материал, не смотря на свою кажущуюся простоту, многоуровневый, разноплановый, глубокий и мелодичный. Простые сочетания и узнаваемые эпизоды только подчеркнули исключительную чувственность этой музыки, дали возможность взглянуть по-новому на современную духовную музыку». Спасибо Менделеевскому хоровому конгрессу за возможность прикоснуться к сверхреальности».

А чудо было? – Да

Менделеевский хоровой конгресс и каждый отдельный хоровой коллектив в его составе – это проект замечательных людей, которые влюблены в музыку. Они умеют, а главное активно практикуют одну простую вещь: делиться счастьем с другими. И им всегда открыта самая короткая дорога к сердцу зрителя. Наверное, в этом и есть настоящее Пасхальное чудо.

Впервые в кантату «Признание в любви» и в Ораторию-мессу была введена партия органа. Это привнесло в партитуру дополнительное измерение и явилось бесспорным приятным сюрпризом прежде всего для самого автора - он виртуально присутствовал на концерте через прямую стрим-трансляцию. по Радио Ватикана сразу с нескольких камер. Концерт получил международный резонанс.

Что впереди?

Впереди - длительное, интригующее послевкусие, рождающее новые идеи! Одна из них – создание первого в мире полнометражного видео-клипа на музыку классической католической мессы в традициях легендарного режиссера Рустама Хамдамова. В его основу ляжет… музыка Оратории Мессы Анджея Марко! Съёмки пройдут в метрополитене (включая скрытые от пассажиров технологические зоны), на живописных объектах железной дороги, в старинных трамвайных депо Москвы и, конечно же, в Римско-католическом соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Борис Тараканов - человек с проектным мышлением.

Интересно? Следите за новостями в «Музыкальном Клондайке» - генеральном пресс-партнере проекта.

Запись прямой многокамерной трансляции концерта по Радио Ватикана можно посмотреть на Общероссийском портале «Нотный архив Борис Тараканова» (notes.tarakanov.net) в разделе «Трансляции».

Top