Связаться с приемной комиссией

Меню раздела

Основное меню

Для уровней подготовки:
Бакалавриат Магистратура Специалитет

Предпринимательство в сфере высоких технологий

Уровни подготовки:
  • Бакалавриат
  • Магистратура
  • Специалитет

Общая трудоемкость курса, акад.ч.: 72

Лекции, акад.ч.: 16

Практические занятия, акад.ч.: 16

Самостоятельная работа, акад.ч.: 40

Вид итогового контроля: Зачет

Цели курса:
  • Формирование у студентов естественнонаучных и технических специальностей предпринимательского мышления, предпринимательских компетенций на основе комплекса теоретических знаний и практических навыков в сфере высоких технологий, экономики и управления инновационными проектами.
  • Ведущий преподаватель: Т.Н. Шушунова
Задачи курса:
  • получить знания об организации процесса технологического предпринимательства;
  • сформировать у студентов комплекса теоретических знаний и практических навыков в сфере коммерциализации сложных технологий;
  • ознакомить студентов с основными понятиями и категориями коммерциализации инновационных технологий;
  • сформировать у студентов базовый комплекс знаний и практических навыков в области описания инновационных технологий и их представления потенциальным инвесторам;
  • развить у студентов умения квалифицированно использовать основные методы аналитического инструментария для продвижения сложных наукоемких технологий.
  • получить знания о планировании и проектировании коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в форме стартапа, коммерческого контракта, лицензионного договора;
  • сформировать навыки анализа рынка и прогнозирования продаж, анализа потребительского поведения, разработки IP-стратегии проекта;
  • овладеть приемами работы на рынке коммерциализации высоких технологий с использованием моделей Product development и Customer development;

Базовые знания:
Программа курса предполагает, что обучающиеся имеют теоретическую и практическую подготовку в области таких курсов как «Основы экономики и управления производством».

Содержание курса:
1. Экономическая среда бизнеса и предпринимательство в сфере высоких технологий.
Наукоемкие технологии. Взаимосвязь экономических циклов и инноваций, длинные волны и циклы конъюнктуры. Базисные инновации и технологические уклады. Кластеры высоких технологий. Общие положения декомпозиции проекта высокотехнологичных проектов. Выявление проблемных мест и проведение GAP-анализа. Проработка и отображение целей коммерциализации технологии с учетом SMART-критериев. Выявление, описание и анализ основных стейкхолдеров проектной инициативы.
Основные модели экономического представления технико-технологических проектных инициатив в сфере высоких технологий. Оценка экосистемы инновационного процесса и анализ рынка высоких технологий. Понятие, состав и основные закономерности функционирования экосистемы технико-технологических проектов. Особенности проведения PEST-анализа и представление его результатов для наукоемких технологий. Специфика анализ пяти сил Портера для целей коммерциализации инновационных технологий. Возможности применения 4P-анализа в проектировании коммерциализации инновационной технологии.
2. Компания в сфере высоких технологий как субъект рыночной экономики.
Классификация компаний в сфере высоких технологий. Организационные структуры инновационного предпринимательства. Концепция видов специализации (экономической ориентации) звеньев организационной структуры. Субъекты инновационной деятельности. Классификация инновационных предприятий. Формы и виды предпринимательской деятельности. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица как равноправные субъекты предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность, цель, задачи. Характеристика и этапы предпринимательского процесса. Основные элементы процесса предпринимательства в сфере высоких технологий. Характеристики, отличительные черты, типы инновационного процесса. Факторы выбора формы организации инновационного процесса Модели инновационного процесса в сфере высоких технологий. Классификация моделей инновационного процесса. Модели инновационного процесса по Росвеллу (линейная, линейно-последовательная, интерактивная, японская, стратегическая).
Формы и фазы инновационного процесса в сфере высоких технологий. Стадии инновационного процесса и их характеристики в сфере высоких технологий.
3. Рынок научно-технической продукции.
Разработка стратегии вывода технологии на рынок. Этапы вывода наукоемких технологий на рынок. Основные модели и стратегии трансфера инновационных технологий. Содержание моделей product development и customer development для наукоемких технологий. Внутренние и внешние факторы коммерциализации технологий. Разработка стратегии продвижения и реализации технологии на рынке. Стратегическое планирование деятельности предприятия. Стратегия вступления в новый бизнес. Разработка целевых комплексных программ как форма стратегического планирования. Методика годового планирования социально-экономического развития предприятия. Формирование банка идей развития предприятия. Особенности организации сотрудничества в области высоких технологий. Рынок новшеств и инноваций. Трансфер технологий.
Ценовая политика и коммуникационные инструменты рынка инноваций. Механизм формирования цены новшества. Особенности формирования цен на лицензии («ноу-хау»). Виды лицензионных вознаграждений. Защита интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность и нематериальные активы – как рыночный продукт, их характеристика и классификация. Юридическая защита результатов инновационной деятельности. Правовая охрана отдельных видов объектов промышленной собственности. Патенты и другие охранные документы на объекты промышленной собственности. Патенты и лицензии на изобретения.

Оставить заявку на курс

Название курса *
Это поле обязательно для заполнения
ФИО *
Это поле обязательно для заполнения
Номер группы *
Это поле обязательно для заполнения
Факультет (институт) *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
loading...
Необходимо ваше согласие на обработку персональных данных
Top