Связаться с приемной комиссией
Меню раздела
Основное меню
«Бесконечный ряд загадок и открытий в математике» — научно-популярный проект кафедры высшей математики РХТУ им. Д.И. Менделеева для школьников и учащихся СПО, реализуемый в рамках городского конкурса «Наставники московской науки».
Математика — это не только формулы и задачи из учебника. Это удивительный мир логики, красоты и неожиданных открытий, в котором можно путешествовать вместе с Алисой в Страну чудес, разгадывать тайны бесконечности или задуматься: а ноль — это «ничто» или всё-таки «что-то»?
Преподаватели кафедры высшей математики приглашают всех, кто интересуется математикой и хочет узнать ее глубже.
Здесь математика предстаёт во всём своём многообразии: от истории чисел и золотого сечения до фракталов, теории множеств и неевклидовой геометрии. Особое внимание уделяется связям математики с химией, биологией, искусством и литературой — например, через призму произведений Льюиса Кэрролла, который сам был математиком и мастером логических головоломок.
Проект проводится преподавателями кафедры высшей математики и факультета естественных наук — опытными педагогами и молодыми учёными, умеющими говорить о сложном просто, ярко и с вдохновением.
Что вас ждёт?
Проект — это не только возможность расширить кругозор, но и первый шаг к будущей научной или инженерной карьере. Ведь за каждой «сухой» формулой скрывается живая идея, способная изменить мир.
Следите за анонсами лекций на сайте РХТУ и в наших социальных сетях: t.me/future_muctr
| № | Дата | Тема/Название мероприятия | Анонс | Описание мероприятия | ФИО лектора (ученое звание, ученая степень) | Контакты ответственного лица за мероприятие | Макс. кол-во участников | Формат мероприятия | Целевая аудитория | Ключевые слова |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | 25.10.25 | Ночные головоломки Льюиса Кэрролла. За Алисой в страну чудесной математики | Путешествие с Алисой в страну чудесной математики. | Льюису Кэрроллу были очень интересны логические задачки. Он с огромным удовольствием развлекал своих юных друзей различными головоломками. Серьезные по сути задачи он излагал легко и с юмором. Логические загадки и математические курьезы, графические головоломки и полуночные задачи известного популяризатора математики Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране чудес». | Рудаковская Елена Георгиевна, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики РХТУ им. Д.И. Менделеева | rudakovskaia.e.g@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Математические головоломки, загадки, графические головоломки. |
| 2 | 08.11.25 | Системы чисел. Ноль - это ничто или что-то? Дроби и квадратные корни. | Различные системы счисления. Как ноль взаимодействует с другими числами. Числовые множества. | Традиционная система исчисления шумеров и вавилонян. Египетская система. Римская система. Индо - арабская система записи цифр от 1 до 9. Утверждение нуля и правил действия с ним. Польза от нуля. Двоичная система – ключевая система для современных компьютерных технологий. Дробно-рациональное число. Виды дробей. Египетские дроби. Дробь ли √2? Иррациональные числа. | Бурухина Татьяна Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики | burukhina.t.f@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Системы счисления, запись чисел, дроби, иррациональность. |
| 3 | 15.11.25 | Насколько велика бесконечность? | Бесконечность по Аристотелю и Галилею. Потенциальная и актуальная бесконечность. Теория множеств Георга Кантора. | Когда все началось? Когда наступит конец? Есть ли предел у неба? Подобные вопросы интересовали людей с древних времен. В их основе лежит одно из самых загадочных понятий – бесконечность. Аристотель не допускал существование актуальной бесконечности. Галилей считал, что она известна Богу, но не может быть доступна человеческому разуму. Кантор вводит понятие мощность множества или кардинальное число. Сравнение мощности рациональных и действительных чисел. Вопрос о промежуточной мощности или континуум-гипотеза. Ординальные числа. Парадоксы теории множеств. | Шайкин Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики | shaikin.a.n@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Актуальная бесконечность, мощность множества, кардинальные числа, континуум-гипотеза |
| 4 | Таинства чисел (мнимые, простые, совершенные, Фибоначчи, треугольник Паскаля) | Мнимые числа: проблемы для философов и повседневность для математиков. Развитие теории комплексных чисел. Поиск простых чисел. Тайны чисел. | Целью настоящей лекции является формирование у слушателей представления о развитии понятия числа, как одного из основных объектов изучения математики. Возникнув в простейшем виде ещё в первобытном обществе, понятие числа изменялось на протяжении веков, постепенно обогащаясь содержанием по мере расширения человеческой деятельности и связанного с ним расширения круга вопросов, требовавшего количественного описания и исследования. В ходе изложения будет прослежена история происхождения различных классов чисел: натуральных, целых, рациональных, действительных, комплексных и кватернионов, рассмотрены трудности и противоречия, возникавшие у математиков и философов при обосновании необходимости введения и изучения этих объектов. Будут приведены математические утверждения, описывающие интересные свойства числовых множеств и последовательностей, играющих значительную роль в описании процессов и закономерностей окружающего мира и развития общества. |
Владыкина Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Зайко Екатерина Сергеевна, ассистент кафедры высшей математики |
vladykina.i.v@muctr.ru zaiko.e.s@muctr.ru |
80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Простые числа, комплексные числа, числовые множества и последовательности | |
| 5 | Ваша светлость, Граф | Разновидности графов и их свойства. Укладка графов. Задачи о раскраске. Деревья. | Можно ли обойти весь Кенигсберг, прошагав по каждому мосту лишь однажды? Решение Эйлера положило начало теории графов. Полные и регулярные, платоновы и двудольные графы. Изоморфизм и гомеоморфизм графов. Лемма о рукопожатиях. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Кратчайшие пути во взвешенном графе. Планарность графов и теорема Понтрягина. Проблема четырех красок. «Деревья» в «графском» парке. |
Меладзе Марина Абрамовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Олефиренко Иван, специалист по УМР |
meladze.m.a@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Эйлеров граф, гамильтонов граф, изоморфизм, гомеоморфизм,планарность, раскраска | |
| 6 | Математика денег | Сложные проценты. Число «е». Правило 72. Текущая стоимость. Как обращаться с регулярными платежами. | Математика денег – это то, как мы управляем деньгами в нашей жизни. Если вы не хотите попасться в ловушку банков с "выгодными процентами" и выбрать лучший вклад, правильно и быстро подсчитать скидку на товар, ориентироваться в финансовом море, Вам не обойтись без умения вычислять проценты и рассчитывать регулярные платежи. А знание математических "трюков" позволит ускорить расчеты. | Пуглаченко Анастасия Сергеевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики | puglachenko.a.s@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Сложные проценты, число e, платежи, скидки, текущая стоимость. | |
| 7 | Числа: точное «π» и натуральное «е» | Существует ли какая-то предсказуемая последовательность в записи числа «π»? Число «е» везде, где есть рост: населения, денег, физических величин, концентрации химических веществ. | Архимед Сиракузский около 225 до н.э. положил начало великой математической теории π. Уильям Джонс, Леонард Эйлер, Иоганн Ламберт, Фердинанд фон Линдеманн – великие исследователи числа π. Случайны ли цифры в числе π? Число е, константа «новичок», появившееся в XVII веке в работах Якоба Бернулли в решении задачи о капитализации процентов. Число е в теории вероятностей. | Рудаковская Елена Георгиевна, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики РХТУ им. Д.И. Менделеева | rudakovskaia.e.g@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО, студенты первых курсов ВУЗов | Число e, число π, десятичная запись числа, сложные проценты, математика (геометрия) окружности | |
| 8 | Логика может быть нечеткой | Аристотелева логика. Алгебра Буля. Исчисление высказываний. Логика предикатов. Нечеткая логика. | Каждому в жизни приходилось пытаться отличить истинное утверждение от ложного, но не всегда это можно сделать. Чтобы проанализировать даже газетную новость, необходимо владение логикой высказываний. Зарождение логики. Силлогизмы Аристотеля. Джордж Буль и его алгебра. Эталон логики – логика предикатов. О полноте и непротиворечивости теорий. Парадоксы логики. Нечеткая логика – это расширение границ логики и размывание истинности. Логика – не сушеная наука. Она – активная область исследований и практики. | Шайкин Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики | shaikin.a.n@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Булева алгебра, кванторы, предикаты, нечеткость, степень истинности | |
| 9 | Золотые пропорции | Золотое сечение – гармоническая пропорция. Ряд Фибоначчи. Принципы формообразования в природе. Использование пропорций в искусстве. | История золотого сечения. Парфенон Фидия. Зевс Олимпийский и Аполлон Бельведерский. Работы Леонардо да Винчи и Рафаэля. Здания Казакова и Баженова. Уравновешенность и спокойствие на картинах Шишкина – яркие вертикали и горизонтали, делящие картину в отношении золотого сечения. Спираль в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах. Последовательность Фибоначчи в паутине паука. Регулярный парк. Золотое сечение в математике и других науках. Использование чисел Фибоначчи Матиясевичем при решении 10-й проблемы Гильберта. Изящные методы решения ряда кибернетических задач (теории поиска, игр, программирования). | Хохрякова Юлия Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики | khokhriakova.i.v@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Ряд Фибоначчи, золотое сечение, 10-я проблема Гильберта, теория поиска | |
| 10 | За пределами трех измерений. Фракталы | Фракталы. Нелинейная Вселенная. От Аристотеля к теории Хаоса | Кривая Пеано. Звезда Коха. Треугольник Серпинского. Фрактальное дерево. Канторова пыль. Множества Жоли. Фракталы Фату. Множество Мандельброта. Человек - нелинейный фрактал. Промежуточная размерность. Устойчивость динамических систем. Аттрактор Лоренца. Циклический Аттрактор. Аттрактор Торас. Странный Аттрактор. | Арсанукаев Зайнды Зиявдиевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики | arsanukaev.z.z@muctr.ru | Фракталы. Устойчивость. Аттракторы. Хаос. | ||||
| 11 | Геометрия Евклидова и Неевклидова | Пятый постулат Евклида. Одна аксиома меняет всю геометрию. Геометрия Лобачевского, Римана, модель Пуанкаре. | Мы привыкли, что существует только одна геометрия - Евклидова геометрия трехмерного пространства. Однако кроме Евклидовой существуют и геометрии Лобачевского и Римана, а так же модель Пуанкаре. Какая геометрия правильнее? Пятый постулат Евклида - о параллельных прямых, но стоит от нее отказаться, и мы получим совсем другую геометрию, геометрия Лобачевского. Зачем понадобились "другие" геометрии?. Общая теория относительности Эйнштейна потребовала новой геометрии – геометрии искривленного пространства времени. | Бурухина Татьяна Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики | burukhina.t.f@muctr.ru | Евклидова и неевклидова геометрия, параллельные прямые, теория относительности | ||||
| 12 | Доказательства – смертельное оружие математиков | Доказательства и опровержения. Парадоксы. Методы доказательства: прямое, косвенное, от противного, метод математической индукции. | Борьба за доказательство – основа жизни математика. Успешное доказательство есть знак подлинности, отличающий признанную теорему от гипотезы, гениальной идеи или догадки. Обязательные свойства доказательства: строгость, прозрачность и, не в последнюю очередь – изящество. Будет рассказано, чем понятие математического доказательства отличается от понятия доказательства, принятого в других науках и в повседневной жизни. Какие простейшие приемы доказательства используются в математике, как менялось со временем представление о «правильном» доказательстве. Что такое аксиоматический метод, в чем разница между истинностью и доказуемостью. | Шайкин Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики | shaikin.a.n@muctr.ru | Математическте доказательства, аксиоматика, метод математической индукции | ||||
| 13 | Невероятная теория вероятностей | Вероятность – наука, рожденная интересом человечества к азартным играм. Выигрышная стратегия. Комбинаторные схемы. «Честный обман». Случайность и закономерность. | Определение вероятности. Основные законы. О математической статистике. Элементы случайных процессов. Проблема Монти Холла. Задача трех узников. Парадокс двух конвертов. Парадокс мальчика и девочки. Случайные блуждания. Задачи о совпадениях. Нарушение транзитивности. О стратегиях победы в азартных играх. | Орлова Валерия Львовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики | orlova.v.l@muctr.ru | Вероятность, стратегия, выигрыш, случайность, парадоксы | ||||
| 14 | Оптимальный путь математика | Метод линейного программирования применяется не только при решении задач оптимизации сложных технологических систем, но и для решения важных бытовых задач: задача о диете, транспортная задача. | Метод линейного программирования является частным случаем математического программирования. Программирование без компьютера. Изначально термин программирование для задач оптимизации применялся в смысле "планирование". Линейное программирование многогранно. Оно применяется как для решения сложных управленческих и логистических задач на производстве так и в просто в быту. Нужно ли вам правильно рассчитать диету, составить оптимальный маршрут для вашего отпуска или вам необходимо определить транспортные товарные потоки вашей фирмы - без линейного программирования не обойтись. | Гордеева Елена Львовна, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики | gordeeva.e.l@muctr.ru | Линейное программирование, оптимальность, логистика | ||||
| 15 | Великая теорема Ферма | Формулировка. Столетия попыток найти решение. Недавнее решение проблемы. Идеи, на которых оно основано. | Пифагоровы тройки. От теоремы Пифагора до теоремы Ферма. Рождение проблемы. Записка Ферма. Ошибочные доказательства. Шаги к успеху. Уход в абстракцию. Загадки и головоломки. Любопытство и грубая сила. Выдать желаемое за действительное. Математическая строгость. Недостающее звено. Доказана ли теорема? Существует ли более простое решение, о котором заявлял Ферма? | Лебедева Марина Валентиновна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики | lebedeva.m.v@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО | Пифагорова тройка, теорема Ферма, строгость доказательства | |
| 16 | Математика кристаллов | Повороты, отражения, сдвиги, пространственные группы симметрий, подгруппы, симметрия в квазикристаллах, замещение/заполнение пространства симметричными фигурами | Сюрин Алексей Олегович, специалист по УМР | siurin.a.o@muctr.ru | 80 | Лекция | Учащиеся 8-11 классов, учащиеся образовательных учреждений СПО |